На основании результатов оценки
естественно-математической грамотности школьников, полученных в ходе
международных исследований TIMSS в методической литературе для
учителей сформулированы следующие рекомендации относительно внесения
определенных содержательных и процессуальных усовершенствований в процесс
обучения:
1.
Усилить внимание к методологическим
аспектам научных знаний, роли знаний и умений, которые имеют важное
практическое значение.
2.
Перенести акценты применения знаний в
простых модельных ситуациях на их использование в повседневной жизни.
3.
Использовать вспомогательные тексты и
иллюстрации для новой цели – формирования умений работать с медиаинформацией,
анализировать и интерпретировать данные, оценивать их.
4.
Обогатить методический аппарат задачами,
выполнение которых поможет согласовывать с системой школьных знаний жизненный
опыт, эффективно и грамотно решать практические, социально и индивидуально
значащие проблемы.
5.
Разнообразить познавательную деятельность
учеников, которая направлена на их интеллектуальное развитие, формирование
общеучебных и ключевых компетенций.
6.
Компьютеризация нуждается не только в
разработке программных средств, внедрении интерактивных досок, а и в обучении
учителей методике их использования.
7.
Больше внимания уделить портфолио как такой
форме контроля индивидуальных достижений учеников, педагогическая философия
которого предусматривает смещение акцента с того, чего ученик не знает и не
умеет, на то, что он знает и умеет по определенной теме или разделу.
К сожалению, методы
преподавания остались практически неизменными и в большинстве случаев подход,
использованный при проведении уроков, всегда предсказуем. В Японии, напротив,
проявление новой образовательной культуры идет через контролируемую совместную
работу учащихся. Учителя начинают с ознакомления учащихся с задачами, используя
подходы, с которыми те еще не знакомы. Затем учащиеся работают по одному или в
небольших группах и решают задачи, связанные с рассуждениями и
доказательствами. Если главное в математике и естественных науках – процесс
исследования, то ученики должны получить ответ не только на вопрос «Что?», но и
узнать о том, «Как?», «Как еще?», «Почему?» и «Зачем мне это нужно?».
Исследовательские навыки обеспечивают учащихся мощным инструментом не только
понимания, но и постоянного изменения материального мира, убеждают, что новое
возможно и тайны природы могут быть раскрыты.
Совершенствовать учебно-воспитательный
процесс в школе с целью повышения качества естественно-математического
образования целесообразно с учетом следующих характеристик
высококачественного обучения:
·
особенности педагогического мастерства
могут быть приобретены учителем только благодаря практике и взаимодействию с
другими учителями;
·
основным является не получение инструкций
к действию, а процесс исследования;
·
обучение концентрируется на умении
наблюдать, получать информацию, анализировать и классифицировать ее,
предсказывать и проводить опыты (эксперимент);
·
хороший учитель побуждает к тому, чтобы
учащиеся познакомились с новыми возможностями, предложили свои объяснения и
вывели из них логические заключения;
·
обучение учитывает, признает и строится на
различиях в методах преподавания и способностях учащихся, опирается скорее на
развитие сильных сторон личности, чем на попытку устранения слабых
характеристик.
Наконец, следует
отметить, что локальные результаты качественного образования, достигнутые в
небольшой группе учебных заведений, являются недостаточными в рамках заданий на
государственном уровне, поэтому нужно осуществить изменение акцентов в
образовательном пространстве школы: с поддержки сильных в условиях
пренебрежения слабых — на поддержку слабых в условиях автономии сильных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий