Важную роль в эффективности управления общеобразовательной организации играют мониторинговые исследования, создающие необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям обучающихся. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности.
Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов мониторинга: «условия», «процесс», «результат».
Требования к организации и проведению педагогического мониторинга.
- Наличие программы мониторинговых исследований.
- Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени.
- Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.
- Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями.
- При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия:
- системность;
- продолжительность во времени;
- сравнимость;
- объективность;
- комфортность.
Рекомендации по организации и проведению педагогического мониторинга.
- Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:
- в соответствии с функциональными обязанностями;
- в соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения;
- в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения.
- При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества образования и результатов воздействия учебно-воспитательного -образовательного процесса на личность обучающегося.
- В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые) срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.
- Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения.
- Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения.
- Выводы и предложения обсуждаются с педагогами и обучающимися.
- Анализ результатов мониторинговых исследований использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса.
- В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.
Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.
Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.
- Для успешного отслеживания уровня обученности, качества формирования общеучебных навыков, общеучебных мыслительных умений необходимо формировать содержание образования таким образом, чтобы на каждом этапе обучения выделялись общеучебные, специальные умения и навыки обучающихся.
- Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения.
- Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), степень обученности класса.
- Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней.
Для администрации образовательного учреждения очень важно иметь оперативную, объективную информацию о действительном состоянии учебного процесса. При необходимости это позволит своевременно осуществить методическую поддержку и внести требуемые коррективы.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел мониторинга качества образования
Комментариев нет:
Отправить комментарий